В режиме дня выделим следующие режимные моменты:

  1. Утренний прием.

  2. Утренняя гимнастика.

  3. Организация питания (завтрак, обед, полдник, ужин).

  4. Организация непосредственно образовательной деятельности.

  5. Организация прогулки.

  6. Организация сна.

  7. Уход домой.

  В каждом из перечисленных режимных моментов (кроме утреннего приема и ухода домой) обязательно существует подготовительный и завершающий этап: подготовка к утренней гимнастике, утренняя гимнастика, завершение утренней гимнастики; подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки; подготовка ко сну, сон, постепенный подъем и т.п.

Все подготовительные и завершающие этапы могут быть отражены в распорядке дня, который составляется педагогом каждой возрастной группы на основе режима дня. Распорядок дня позволяет рассчитать объем основной общеобразовательной программы или время, необходимое для ее реализации, в том числе и время, отводимое на решение образовательных задач в условиях организации режимных моментов.

Специфика дошкольного образования заключается в том, что образование маленького человека происходит буквально в каждый момент его жизни, исключение составляет только глубокий сон. Именно поэтому время, отведенное на сон, не входит в объем основной общеобразовательной программы. Но даже в тот момент, когда ребенок внезапно пробуждается, реакция взрослого на это пробуждение может обеспечить как положительное, так и отрицательное влияние на его развитие. Поэтому проектируя организацию сна ребенка, обязательно поставим задачи, которые могут быть решены не только при подготовке ко сну или его завершении, но и в процессе сна (при внезапном пробуждении ребенка).

Система проектирования режимных моментов будет включать:

  • особенности организации режимного момента (с учетом санитарных правил и норм, действующих в системе дошкольного образования);

  • организационные моменты (или структурные компоненты), которые можно выделить в структуре каждого режимного момента;

  • основные направления деятельности в каждом организационном моменте;

  • задачи, решаемые в каждом организационном моменте (с учетом принципа интеграции образовательных областей);

  • формы, методы, приемы решения задач;

  • планируемые результаты (достижения ребенка).